Философия беременности
Во время беременности женщина открывает для себя и для своего ребенка новый мир. Она меняется как личность, у нее появляется другое отношение к миру, к людям, которые его окружают.
В период беременности изменяется социальная ситуация развития женщины как личности, круг значимых для него людей, а также отношение к тем, кто находится рядом. Чувствуя потребность во взаимодействии, общении, поддержке, одновременно она дистанцируется от многих людей, с которыми недавно имела близкие отношения. Меняется и ее взгляд на себя.
Даже робкая и неуверенная в себе женщина чувствует себя смелее и решительнее, поскольку она уже не одна и от нее зависит ее ребенок. За девять месяцев беременности с ней происходят порой ощутимые изменения, чем в течение всей предыдущей жизни. Новым становится и ее отношение к миру. Беременная женщина чувствует себя хозяйкой и одновременно очень боится мира, совершенно по-новому узнает его. Изменяется и позиция ее в социуме, что вызывает сильные эмоциональные переживания. Она уже мыслит себя не ребенком своих родителей, но еще и не является матерью. Вместе женщина испытывает острую потребность в новых отношениях с отцом будущего ребенка.
Но самыми главными для нее являются отношения с будущим ребенком. Наибольшее удовольствие от общения с ней в раннем детстве получают те матери, которые в своем отношении к плоду преодолевают путь от полного единства с собой к осознанию ребенка как отдельного существа («я — мать этого ребенка»).
Образ Я матери гораздо сложнее любого Я, поскольку в период беременности женщина физически и психически носит в себе Я другого человека. В разделении во время родов этой двуединой Я заключается большой философский смысл процесса возникновения новой, самостоятельной жизни. Бесспорно, можно утверждать и о том, что Я ребенка — это продолжение Я матери.
В этот период отношения между мужем и женой могут разворачиваться по траектории большой любви и гармоничного взаимодействия. Будущая мать воспринимает любимого мужа как единое целое с ребенком. В таком случае возникает целостный, завершенный образ семьи (классический равнобедренный треугольник, вершиной которого является ожидаемый ребенок).
Течение беременности, а особенно в последние месяцы, у матери формируется ведущая установка относительно ребенка, своеобразная философско-психологическая позиция, видимо «базовое» отношение к нему, система коммуникации (общения, взаимодействия) с ним.
Чрезвычайно важно учитывать, что в период беременности, потребности еще не родившегося ребенка уже не являются тождественными с материнскими. От того, насколько мать это осознает и принимает будущего ребенка, будут зависеть отношения с ней (совместное эмоциональное самочувствие) после его рождения. Понимание индивидуальных потребностей и особенностей ребенка, осознание ответственности за его жизнь и развитие до рождения является предпосылкой того, что после его появления на свет никакие трудности не повлияют на отношение матери к нему.