Эвелина Хромченко: «Я умею превращать лягушек в принцесс!»
FashionTime: Виктор Ерофеев в своей книге «Мужчины» высказал мнение, что «новый русский мужчина» несколько нелепо реализует свое стремление стать стильным, потому как на нем лежит неизгладимая печать Советского детства. Маникюр у него — не маникюр, пиджак независимо от цвета всегда отдаёт «малиновым», а единственной константой остался квас, и то только потому, что константа должна быть, пусть даже в виде кваса. Другое дело — новое поколение молодых людей, они по-другому стригутся, по-другому носят одежду. Вопрос в том, что одежда эта, как и образ, — не «наши», не авторские, а лишь грамотно слизанные западные образцы, и непонятно, когда же эта молодежь сможет произвести на свет собственный «русский стиль», национальную манеру одеваться. Эвелина, как редактор журнала наиболее активно занимающегося пропагандой «русского стиля», как Вы считаете, какими должны быть предпосылки к появлению этого самого «родного стиля»?
Либо мир становится настолько космополитичным, что единый стиль «сильнейших» будет окончательно и бесповоротно привит всему цивилизованному человечеству как единая мировая валюта?
Эвелина Хромченко: Поздравляю Вас. Это, пожалуй, самый длинный вопрос, который мне когда-либо задавали. Старый «новый русский мужчина» несколько нелеп в обретении стиля не из-за советского детства, а из-за отсутствия информации. Вроде как поздно учить английский, поэтому во время путешествий многие по-своему понимают нюансы, иногда прямо противоположно оригиналу. А стиль, собственно, из нюансов и состоит. Но время лечит. «Новые русские» среднего возраста сносно болтают по-английски, используют самолет как трамвай, сообразили, что ногти мужчины не стоит покрывать глянцевым лаком, научились экономить и ездить не с «котлетой» на резинке, а с кредиткой на все случаи жизни. Так что не стоит Ерофееву обобщать — «новые русские» мужчины все разные. Что же касается рассуждений про грамотно слизанные образцы, то они выдают солидный возраст автора (в чем я, к слову, не вижу ничего плохого). Но у него, как и у многих «отцов», границы в голове. А на самом деле границ-то нет, а есть открытый мир, где каждый человек легко может общаться со всей вселенной, если у него есть деньги на Интернет-кафе. Соответственно, во внешнем виде нет ни западных образцов, ни восточных подражателей — в Японии сейчас, простите, в кимоно подростки не рассекают. Сильнейший, то есть США, стиль вовсе не диктует. Стиль диктуют модные журналы (кстати, вовсе не американские, а европейские), а создают его международные дизайнеры. Таким образом, молодые люди во всем мире просто-напросто выглядят сообразно тенденциям последнего сезона. Создатели моды тоже, кстати, люди мира — национализм тут не уместен. И если уж кого-то по древней русской привычке винить в том, что национального своеобразия в костюме современной российской молодежи мало, то ругать следует не совок, а Петра Первого, который, собственно, и порешил национальные традиции в русском аристократическом костюме. Благодаря этому в понятии «русский стиль» существует некая путаница, ибо оно в сознании мира моды состоит из трех констант — народный костюм а-ля Билибин, аристократический костюм а-ля принцесса Анастасия, прозодежда а-ля Родченко, Степанова и компания.
Национальные привычки в области внешнего вида у россиян, несомненно, существуют. Например, у нас любят с утра одеться и накраситься по-вечернему. Мужчины обожают классический двубортный темно-серый костюм, брюки со складками, а не с вытачками, и галстук красного цвета, женщины не особо любят платья, предпочитая сочетать юбки с трикотажным верхом. Люди в основном не привыкли смешивать стили, делая выбор в пользу рафинированной чистоты: спортивный стиль, например, у нас значит спортивный костюм и кроссовки... Мужчины в России крайне брутальны, а женщины крайне женственны. Все по-восточному, но притом, что у русских ярко выраженная северно-европейская внешность, мы, разумеется, выглядим в глазах Запада весьма своеобразно. Так что с национальным своеобразием у нас все в порядке.
Я стала искать характерные символы русского стиля уже давно, еще для нашего 50-го номера Made in Russia. Мне тогда казалось, что в мире очень мало позитивных «визитных карточек» России. Все знают, что Швейцария — это часы, банкиры, сыр и шоколад. Франция — это парфюмерия, шампанское и коньяк, мода и поцелуи... А у нас что? Балалайка, водка, икра, бандиты? Но после анализа оказалось, что «визитки» России — это список из нескольких сотен объектов и понятий. Из любого из них можно сделать целую государственную программу. Такому списку позитива может позавидовать любая страна в мире. Одна проблема — часто вопросы идеологии у нас пытаются решить слишком тяжеловесно, пафосно, не интересно для нового поколения. Все уже и так поняли, что в России лучший в мире балет. Нужно как-то обновлять представления мира о нас. Но поверьте, здесь самое сложное даже не это. Основное — заставить русского гордиться своими блинами так же, как француз гордится своим утренним круассаном. Почему русские в основном считают матрешку уродливой? Разве не видно, что матрешка очень гармоничная. Иначе зачем Cartier делает матрешку из золота и бриллиантов? Все зависит от того, как ее стилизовать. В свое время я попросила французского компьютерного художника Ора Ито переделать образы навязших в зубах русских символов на новый лад. И он сделал электрический самовар космического вида, новую упаковку для икры, новую упаковку для водки и матрешку — кстати, тоже из золота. Все эти предметы хотелось немедленно взять в руки и начать ими пользоваться.
При слове «водка» сегодня в России все представляют сивушного мужика и граненый стакан. Хотя сам по себе советский граненый стакан — идеальный объект, созданный великим скульптором Верой Мухиной. Я бы из таких стаканов вино пила или воду и выпускала бы их из хрусталя или, например, из темно-зеленого бутылочного стекла. Было бы красиво. А что касается водки — цари ведь ее правильно пили из маленьких ледяных рюмочек. И если что-то происходит красиво, то само становится красивым и обрастает красивой легендой. Посмотрите на Диего Делла Валле, который враз раскрутил брэнд Tod’s, основав пиар на фотографиях звезд прошлого, которые были символами элегантности и ходили в мокасинах такого типа. Разумеется, на фотографиях были не Tod’s, потому что компании тогда просто не существовало. Но он связал прошлое и настоящее и создал объект желания. Теперь мокасины Tod’s входят в десятку must-haves каждой модницы мира. Так надо же использовать позитивный опыт!
FashionTime: И как Вы будете его использовать?
Эвелина Хромченко: Я готова развернуть государственную программу по реабилитации нашего национального самосознания. Моя команда в L'Officiel отлично умеет справляться с арт-задачами любой сложности. Есть и прекрасные специалисты, работающие в других местах, уровнем которых я восхищаюсь. Люди без границ в голове могут отформатировать все что угодно — от матрешки до гармошки, так, чтобы в эти объекты были влюблены не только во всем мире, но и самые прозападно настроенные умы в самой России. Кто-то говорит, что у нас до сих пор ходят по улицам медведи. Так давайте выдадим всем плюшевым медведям в мире российские паспорта, чтобы в каждой семье любили своего маленького российского гражданина! Но дело уже сдвинулось с мертвой точки. В первый день Russian Fashion Week, которая проходила на Красной площади, перед первым показом заиграл гимн России. И люди встали. Потому что так и должно быть в нормальной стране.
FashionTime: В одном из номеров был Ваш замечательный очерк о впечатлениях от Миланской Недели Моды. Там Вы отметили нюанс, что некоторые редакторы модных журналов, «держа марку», появились в весьма прохладную погоду в открытых босоножках. Что Вы лично предпочитаете: следование традициям «особой касты», соблюдение табу, пусть они из области прекрасного, или же Вам ближе способность отбросить все условности и поставить свой личный комфорт выше общественного мнения в ущерб красоте? Осудили ли бы Вы человека за то, что шпилькам от Бланик он предпочел пару «валенок»?
Эвелина Хромченко: Занятно, что об этом Вы спрашиваете именно меня. На старте L'Officiel я придумала проект «Валенки-Valenki». 50-ти российским дизайнерам раздали 50 пар крошечных валеночек. И каждый из них продемонстрировал собственное новое видение старинной русской обуви. Мы организовали выставку в ГМИИ им. Пушкина, в Музее частных коллекций. На открытие мы собрали на две телекамеры больше, чем впервые выступавший в России коллектив The Rolling Stones. С тех пор, мне кажется, валенки абсолютно реабилитированы. Кстати, а Вы знаете, что этой зимой Бланик сделал валенки? Что касается меня, то мне ближе поставить свой личный комфорт выше общественного мнения без ущерба для красоты. Поверьте, я хорошо умею это делать. И вообще никого не осуждаю. Кстати, я теперь тоже редко ношу зимой сапоги — в туфлях в машине куда удобнее.
FashionTime: Какой человек или арт-объект вдохновил Вас на смену образа? Есть ли имиджмейкер, которому Вы способны полностью довериться, что бы он ни сделал? Или же Вы всегда сами тщательно продумываете образ, а уже затем находите грамотных исполнителей для его реализации?
Эвелина Хромченко: Я просто «вытаскиваю» максимум из того, что мне дал Бог. Мой образ меняется исключительно потому, что я расту — в смысле возраста и в смысле опыта. А также потому, что меняется образ окружающего мира. Вот и все.
FashionTime: Интересуется ли модой Ваш сын? Дает ли он маме советы по поводу того, что сейчас нужно носить и как? Что сам предпочитает в одежде?
Эвелина Хромченко: Моему сыну 9 лет. И, как любой нормальный маленький мальчик, он не интересуется модой. Он интересуется сказками, гейм-боем, мультиками, компьютерными играми, шахматами и изучением иностранных языков. Но мой внешний вид он всегда умеет оценить по достоинству. Обычные реакции моего ребенка на то, как я выгляжу: «Мама! Ты красивая!», «Тебе идет это платье» и «Сколько можно худеть!» (это вслед за бабушкой). Носит мой ребенок то, что ему купят родители. Главная проблема в том, что он наотрез отказывается не только ходить по магазинам, но и примерять одежду дома. Частенько промахиваешься, потому что он очень высокий и очень тоненький, а одежда на девятилетних мальчиков подразумевает, что эти мальчики просто какие-то жирные лилипуты. Это вообще большая проблема — стильная детская одежда.
FashionTime: Самый запоминающийся подарок, который вам подарил близкий человек.
Эвелина Хромченко: Когда я была маленькая, мне дарили много подарков. Я отлично помню маленький зеленый рюкзачок, в который Дед Мороз подбрасывал подарки под дверь в 12 ночи. А утром 1 января я тут же лезла под елку, потому что там тоже меня непременно ждал сюрприз. Почему-то очень запомнился тот Новый год, когда я получила огромный набор фломастеров — я обожала рисовать, и такое разнообразие оттенков было для меня просто шоком...
Потом основным «поставщиком» подарков стал мой муж. У него потрясающий вкус и тонкое чувство стиля. Он умеет поражать. Он присылал мне ландыши зимой — я не помню, по какому случаю, но помню, что они по настоящему пахли и что букетик рос из куска земли. А однажды в окно моего кабинета стали стучать. Поскольку кабинет был на третьем этаже, я удивилась и вышла на балкон, чтобы посмотреть, что там. А там были шарики — целое море, на белых ленточках. Внизу стоял мой муж и дергал за ленточки, и шарики стучались в окно.
А когда мы еще были совсем небогатые, он подарил мне легонький японский портативный компьютер — это было настоящее чудо техники. Я просто прыгала до потолка от счастья...
Очень трогательные подарки мне дарит моя редакция: однажды это был крошечный кабинетный холодильник, набитый йогуртами нулевой жирности. Согласитесь, такой подарок можно сделать только тому, к кому очень тепло относишься.
FashionTime: Вечная проблема праздников — выбор подарка. Какие, по-вашему, подарки лучше дарить: полезные или красивые, запоминающиеся?
Эвелина Хромченко: Полезные подарки тоже бывают разные: одно дело крошечный фотоаппарат и совсем другое дело — средство для мытья посуды. И то и другое — из категории полезных подарков, но ведь Вы чувствуете разницу. И дело здесь не в деньгах, а в отношении. Но вообще-то я считаю, что людям лучше дарить то, о чем они мечтают, но что сами себе никогда не купят. И еще. Основная функция подарка — дарить хорошее настроение.
FashionTime: Может ли мужчина угодить женщине, даря вещи, косметику или парфюмерию?
Эвелина Хромченко: Разумеется, может, и я бы сказала должен (если это нормальный мужчина, разумеется). Только ему нужно как следует подумать, выбирая подарок. Следует помнить, что мужчина может дарить нижнее белье, модные джинсы или шпильки только очень близкой ему женщине, и то при условии, что он стопроцентно уверен в ее размерах. Если же это пашмина, вечерняя сумочка, украшение или престижный аксессуар типа зажигалки со знаменитым логотипом, то такой подарок уместен даже в случае, если мужчину с женщиной не связывают романтические отношения.
Маленький совет женщинам: получив роскошный подарок, не устраивайте выступление на тему: «Ах, как это дорого, зачем ты тратил на меня деньги». Просто обрадуйтесь и поблагодарите от души. Если уж он решился на дорогой подарок, значит, он исходит из простой мысли: на кого же ему еще тратить, если не на Вас? Это значит, он считает Вас достойной подобного внимания — не стоит его в этом разуверять.
FashionTime: Что важно понять, через какой внутренний порог переступить женщине, чтобы начать путь к себе, к успеху и к гармонии одновременно?
Эвелина Хромченко: Надо поверить в то, что ты реально достойна лучшего. Нужно перестать слушать о плохом, нужно перестать общаться с вечно ноющими людьми, потому что все эти бытовые проблемы заразны. Если ты здорова, у тебя вообще нет проблем: просто много работай, и все сложится. Все решения очень просты. Толстая? Используй диету Майи Плисецкой: «Не жрать!» — и в момент похудеешь. Заждалась принца? Для начала полюби себя, и прискачет целый полк на белых конях. И не ищи пути «к себе, к успеху, к гармонии» и к прочей ерунде. Будь проще. И купи новые туфли.
FashionTime: С чего вообще, по-вашему, должен начинаться гардероб женщины?
Эвелина Хромченко: С обуви. Мой совет: перед тем как купить новую пару, внимательно изучите журнал моды. Я заметила, что, приобретая аксессуары, женщины часто «опаздывают» на пару сезонов — мол, давно хотелось, как у Маши, и вот наконец смогла себе позволить. Но к тому времени, когда мечта реализована, вожделенный фасон туфель или сапог, к несчастью, стал неактуальным. Есть еще одна психологическая ловушка: ну да, не самые красивые, зато удобно. Ну что это такое, скажите мне, пожалуйста? Кто Вас полюбит, если Вы сами до такой степени не любите себя? Полным-полно очень модной и очень удобной обуви на любой вкус и на любой кошелек — только не ленитесь потратить время на выбор Вашей пары. И имейте в виду: по обуви вообще про женщину можно понять абсолютно все!
FashionTime: А с какими «рудиментами» гардероба необходимо расстаться без малейшего сожаления?
Эвелина Хромченко: Пользуясь предоставленной возможностью, хочу попросить женщин не носить обувь с тонкими и загнутыми вверх носами — как у старика Хоттабыча. Это абсолютно не модно, да и опасно: носы цепляются за асфальт. Будьте поаккуратнее со стразами: изделия с подобными украшениями пристойно выглядят, только если их сделали талантливые и опытные дизайнеры — например, Альбер Эльбаз для Lanvin или Ванесса Сьюард для Azzaro. Но это действительно дорого. А недорогие вещи, украшенные стразами, как правило, выглядят вызывающе вульгарно. Не верьте маникюршам — то, что они называют «дизайном ногтей», абсолютно не модно и совершенно безвкусно. Сколько бы эта процедура ни стоила и что бы Вам на ногтях ни изображали, маникюр с росписью или стразами — дурной тон. И вот еще что! Не стоит тратиться на джинсы с вышивкой, блестками, кружевами и прочими украшениями — ограничьтесь куда более доступными гладкими, но корректирующими фигуру джинсами.
FashionTime: Какие тенденции сулит нам новый модный сезон?
Эвелина Хромченко: Лето будет практически белым. Очень активно будет использоваться в одежде весьма опасный телесный цвет. Вновь в моде яркость — красное, желтое, лазурно-синее. Модно носить платья — короткие бэби-долл, до колена, как халатик у медсестры, до пола, как у принцессы. Дополните их волшебными золотыми туфлями. Брюки будут узкие-узкие, но широкие тоже не потеряют актуальности. К шортам и бриджам привыкнут самые скромные. Юбки будут шить «карандашиком» или «солнышком». Вновь актуальны сарафаны. Тренчи станут нарядными и разноцветными. Мы «встанем» на супервысокие платформы. Вышивка бисером и стеклярусом, рюши, рукава-фонарики, банты, кружева — нас ждет очень нарядная весна. Ну а чтобы все выяснить в подробностях, читайте L'Officiel нового сезона — начиная с февральского номера, каждый месяц мы публикуем самую полную и подробную на российском рынке подборку модных тенденций.
FashionTime: Мода в России будет стремиться к демократизации или сохранится культ дорогих западных и российских марок?
Эвелина Хромченко: Культ классических брэндов, великолепно зарекомендовавших себя в моде, будет существовать всегда. И это нормально, когда у Дома Моды — захватывающая история и суперзвездные клиенты, каждому хочется отщипнуть маленький кусочек этой славы. Когда нормальная женщина видит в модном журнале красивое платье, которое к тому же прекрасно сидит, она хочет его купить. Только не нужно впадать в крайности. Даже у супербогатой наследницы империи отелей Пэрис Хилтон или у весьма состоятельной певицы Мадонны в гардеробе имеются майки от GAPза пару долларов, простые джинсы и спортивные костюмы, трикотаж демократичных марок. Многие звезды являются постоянными клиентками культового лондонского магазина Top Shop, который предлагает совсем недорогую, но очень актуальную одежду. Нужно просто уметь пользоваться недорогими марками так, что они будут выглядеть на миллион долларов. Скоро русское народное развлечение под названием «покупка одежды на рынке» канет в Лету, потому что у нас в стране появятся сети магазинов типа Top Shop, GAP и H&M — с доступными ценами, комфортабельными примерочными и огромным выбором остромодных нарядов. А что касается российских дизайнеров, то эти молодые бойцы вовсе не стремятся нас разорить. Те, у кого есть мозги, хотят делать свои произведения доступными для покупателей, прекрасно понимая, что ценовая конкуренция Иванова с Армани просто неуместна. Султанна Французова, In Shade, Ольга Самощенко, Дмитрий Логинов, Елена Макашова, A&V, Юлия Далакян, Куссо, Дарья Разумихина предлагают роскошные наряды по совершенно разумным ценам. Умные потому что.
FashionTime: А что лично для Вас изменилось за последние 10-15 лет в России?
Эвелина Хромченко: Знаете, я отлично помню, как еду в метро на журфак и мысленно превращаю в красавцев и красавиц совершенно «безнадежных» персонажей, сидящих напротив. Когда-то я любила играть в такую игру. Вот жуткая тетка, которой и самой-то в голову не придет назвать себя привлекательной. А вот мой план действий по превращению этой лягушки в царевну. Я представляла себе, как она будет выглядеть после. Я понимала, как могла бы измениться ее жизнь, если бы она могла посмотреть на себя моими глазами, если бы она знала, как я придумала ее переодеть, накрасить и причесать... Судя по моим многочисленным наблюдениям, выходило, что действительно некрасивых людей крайне мало. Но есть те многие, которые совершенно не умеют пользоваться той внешностью, что дал им Господь. Прошло время. Но и сегодня в массе мало кто умеет видеть себя настоящего, красивого, легкого, свободного. И тут дело не в деньгах... Впрочем, Интернет, телевидение и глянцевые журналы тихонько делают свое дело. И мне это нравится. Я давным-давно сделала свою игру своей профессией. И теперь я обладаю великой силой. Я и вправду умею превращать лягушек в принцесс.