Гавриил Державин
 






П.М. Дульский. «Памятник Г.Р. Державину в Казани» (Очерк к столетию со дня смерти поэта (1816—1916))1

Мысль о постановке памятника Г.Р. Державину в Казани впервые возникла вскоре же после смерти поэта, когда на «чрезвычайном» публичном собрании, 24 сентября 1815 г., устроенном Казанским Обществом любителей отечественной словесности [Далее в тексте автор использует сокращение: О-ва Л.О. С. — Ред.] в память «Певца Фелицы», И.Ф. Яковкин произнес речь: «О заслугах, оказанных покойным Державиным российской словесности» и внес предложение о сооружении памятника поэту»2. Повторена была эта мысль 8 июля 1817 года секретарем того же общества, предложившим поставить Державину «приличный памятник»3, и в 1825 году еще раз она была возбуждена на публичном акте в 1-ой гимназии директором Лажечниковым»4. «Но все эти прекрасные начинания, как будто не покидавшие поклонников поэта, все же на некоторое время были предоставлены забвению, и только в 1828 году5, опять же на торжественном собрании, секретарем О-ва Л.О. С. Суровцевым вновь был поднят вопрос о постановке памятника Г.Р. Державину в Казани, о чем даже Суровцев представил специальный доклад, и только после этого О-во Л.О. С. несколько энергичнее взялось за дело». В 1830 году уже был составлен проект памятника местным художником Львом Крюковым. <...> Этот проект имел следующую композицию: ступени и тумбу предполагалось устроить из гранита, полуколонну из белого мрамора, а бюст, надписи и украшения из бронзы. На тумбе должен был быть барельеф и надписи: «Гавриилу Романовичу Державину» «Любители Отечественной словесности». <...> Проект памятника был направлен через попечителя Мусина-Пушкина к министру народного просвещения, князю Ливену6, после чего был передан на заключение в Императорскую Академию художеств7, которая признала сей рисунок (состоящий из бюста и пьедестала) неудовлетворительным и поручила составить «в том же роде, но в лучшем виде»8 новый проект профессору архитектуры Абраму Ивановичу Мельникову. <...> можно было бы ожидать, что А.И. Мельников даст в своем проекте Державину интереснейшее художественное произведение, но на деле оказалось иначе, — проект был выполнен в очень скучной композиции, в основе своей напоминавшей эскиз художника Крюкова. Проект А. Мельникова Академией художеств был одобрен и 5 декабря 1831 года. Высочайше утвержден9, после чего была открыта по всей России подписка на добровольные пожертвования для сооружения памятника Державину. Сбор пожертвований сразу дал значительную сумму денег, превысившую смету архитектора А. Мельникова, в виду чего министр внутренних дел, граф Блудов нашел возможным вновь переработать проект для того, чтобы придать ему более богатую и художественную внешность. По этому поводу граф Блудов представил государю императору доклад, где предлагалось: «соорудить памятник в таком виде, который бы по изяществу рисунка и размерам соответствовал цели изъявить уважение России к одному из первейших ее поэтов и, с тем вместе, служил бы украшением довольно важного города в Империи, какова Казань»10. Этот доклад очень понравился императору, и было высочайше повелено предложить Академии художеств «открыть конкурс для сооружения памятника Державину», причем рекомендовалось Академии дать художникам-конкурентам полную свободу в смысле сметы, так как желательно было бы, чтобы проект памятника «видом своим соответствовал той значительной сумме, какая ожидается от приношений на сей предмет»11. Академия художеств горячо взялась за данное ей поручение, и объявление о конкурсе, выпущенное Императорской Академией художеств, любезно приглашало всех художников принять участие в работе. <...> На призыв Академии художеств участвовать в конкурсе откликнулось довольно много художников, представивших к сроку достаточное количество работ, из которых Совет Академии одобрил три проекта. <...> Одобренные жюри эти три проекта были представлены на высочайшее усмотрение, и государем был выбран проект академика Тона и с применением к нему статуи и барельефов сочинения Г. Гальберга, повелено было приступить вскоре же к выполнению памятника12. Пока в столице шло выполнение монумента Державину, в Казани много толков и споров вызвал вопрос о месте, где было бы более подходящим поставить памятник. <...>

В 1836 году государь император при посещении университета, осматривая только что возведенные архитектором Коринфским постройки новых зданий, повелел памятник Державину поставить среди университетского двора, против анатомического театра13. Действительно, выбранное место представляло, в то время, очень живописный уголок. <...>

Работа над выполнением монумента продолжалась около десяти лет. В Казань памятник был доставлен в два транспорта; в 1843 году были сначала высланы каменные части, о чем Академия художеств сообщала попечителю14, «что мастер Степан Анисимов по заключенному с Академией контракту на изготовление гранитных ступеней и лещади к памятнику Державину окончил ныне работу сию со всею исправностью и скоро доставит водою в Казань», причем Академия художеств просила, «чтобы по доставке в Казань части памятника, после сдачи, были хранимы, под надзором местной полиции, впредь по присылки остальных частей памятника». <...> Я. Грот в своем труде «Жизнь Державина» так описывает прибытие и переноску на университетский двор ступеней и лещади памятника15: «Касательно перевозки на место камня, доставленного водою в Казань, до нас дошел следующий рассказ очевидца. Чтобы приискать лучший к тому способ, университетское начальство созвало архитекторов, которые, разумеется, и указали на употребительные в таких случаях сложные и недешево стоящие приспособления. Но приказчик судна решил вопрос гораздо проще. У старого канала16 бывает биржа или род ярмарки, на которую стекается множество народа. К этому сборищу и обратился он с такой речью: «Народ православный! Вот приехала Держава, и перевезти ее надо, а как это сделать, если ты не поможешь? Народ православный! Помоги перевезти Державу!» Толпа, не задумываясь, выразила свою готовность исполнить просьбу: тотчас устроены были салазки, и весь материал дружно был перевезен с берега к университету».

Второй транспорт, с металлическими частями памятника, несколько задержался в столице и был отправлен в 1846 году с запозданием, благодаря чему памятник зазимовал в Нижнем Новгороде17, и только ранней весной 1847 года он водой был доставлен в Казань к набережной Булака, вследствие чего и предполагавшееся открытие памятника в 1846 г. не могло состояться, и дата, вылитая на лицевой стороне пьедестала: «Г.Р. Державину. 1846» оказалась не приуроченной ко времени открытия памятника. Отправив барельефы и фигуру памятника, Императорская Академия художеств командировала в Казань специалиста по гальванопластике, мастера Межаика, для установки бронзовых частей <...> Перевозка с берега Булака на университетский двор металлических частей фигуры опять вызвала затруднения, так как эти части были довольно громоздки. Историк и знаток Казанского края Я. Посадский в своей записке Казанского старожила, напечатанной в литературном сборнике «Голодным на хлеб», так описывал это событие18: «Весною 1847 года, во время разлива прибыл на дощанике по водам Булака памятник Державину. У моста близ второй гимназии, монумент этот красовался несколько дней, пока не извлекли его на берег. Толпы любопытных теснились на мосту и около дощаника, внизу Булака, с утра до вечера. Университетское начальство вызвало подрядчиков, которые приняли на себя нелегкую работу, то есть сняли памятник с лодки и доставили его на двор университета. Явился на этот вызов немец, имевший на Проломной улице большое медно-литейное и механическое заведение. Хотя он назначил за работу очень недешевую цену (около 300 руб.), однако же университет изъявил на это согласие в виду отсутствия конкурентов. Но дело расстроилось: Тимофей Деянов, явившись к ректору (И.М. Симонову), <...> заявил, что берется с артелью вытащить из Булака статую Державина и привести ее на университетский двор за четвертную (25 р.). Одет Деянов был плохо, но речь его была серьёзна и внушительна. Ему поверили и сдали работу, имея в виду 275 руб. экономии. Действительно Тимофей Деянов и приглашенные им человек двадцать рабочих очень ловко и дружно принялись за работу; придумали какие-то самодельные дроги, принесли две вязанки крепких веревок и при помощи этих простых орудий, без участия лошадей, притащили тяжелый металлический монумент к воротам университетского Спижарного дома. Но тут случилась беда: ворота были низкие, с перемычкой наверху. Когда памятник втаскивали в ворота, то он в них завяз, простертая вверх рука певца Фелицы задела за перемычку. Рабочие, собравши всю энергию, дернули за веревки, и указательный палец Державина отломился и упал к ногам испуганных рабочих. Увидевши беду, Деянов и все его сотрудники, с быстротою молнии, разбежались в разные стороны, боясь ответственности, отступившись от всякой платы».

Летом 1848 года сооружение памятника закончилось; на месте установки за ходом работы наблюдала строительная комиссия, в которой принимали деятельное участие местные зодчие Крамп и Коринфский19. 16 июля 1847 года «при многочисленном стечении зрителей» были разобран леса и памятник был завешан холстом.

Временем открытия памятника было назначено 22 августа 1847 года. Приготовления к предстоящему торжеству начались за несколько дней, и ко дню открытия памятника университетский двор и здания представляли очень нарядный вид. <...> Торжество открытия началось в 10 ч. утра в университетской церкви. После литургии все присутствующие перешли к памятнику, вблизи которого разместились учащиеся двух гимназий и студенты университета и духовной академии. У памятника Державину была отслужена панихида, и во время возгласа «вечной памяти» поэту завеса с монумента спала, открыв перед зрителем красивую внешность нового сооружения20. Вид его представлял следующую картину: на довольно высоком постаменте, украшенном с трех сторон барельефами, а с лицевой стороны надписью: «Г.Р. Державину. 1846», поэт, сидя на камне, очевидно в экстазе творческого вдохновения, смотрит в даль небес; левой рукой он берет лиру, чтобы ударить в струны, а правая приподнята и как бы поддерживает главу поэта, полную дум и мечтаний. Поэт одет в красивую тогу. Барельеф с левой стороны памятника изображает аллегорическую картину, представляющую просвещение, побеждающее, без силы оружия, невежество: «которое падает, роняя свою маску»21. Есть еще и другое толкование сюжета этого барельефа: средняя фигура изображает Минерву, карающую мятеж, молодой Державин, следуя за ней, чувствует прикосновение Аполлона, вдохновляется и поет первую свою песнь, посвященную усмирению бунта Пугачева22. Барельеф с правой стороны изображает поэта, декламирующего свои стихи перед Фелицею, в стороне слушают песни три хариты. На южной стороне пьедестала изображены две фигуры, олицетворяющие день и ночь, как символы постоянных занятий поэта.

Рассматривая данный памятник, как, безусловно, художественное произведение, выполненное в классическом стиле, прежде всего, задаешься вопросом, что принадлежит в нем творчеству Карла Тона, а что надо отнести к скульптору Гальбергу; нам кажется, что Тону можно приписать только самую идею этого произведения, которую он выразил в своем проекте, представленном на конкурсе, и только этим ограничилось участие Тона в создании памятника Державину, разработка же композиции барельефов, а также постановка фигуры есть исключительно творчество Гальберга. <...>

Памятник Державину, находясь на университетском дворе, все же был недоступен для осмотра большинству, а приезжие могли даже и не знать о его существовании, эти соображения заставили Казанское губернское земство, в начале 1867 года, хлопотать о переноске памятника на театральную площадь. В своем ходатайстве земство обращало внимание на то, что памятник, будучи со всех сторон окружен стенами и высокими зданиями, мало доступен для публики, при том памятник не может способствовать ни украшению города, ни поддержанию в обществе воспоминания о трудах покойного поэта и получать от местоположения своего значение какого-то частного монумента, почти излишнего23.

Вследствие этого ходатайства последовало Высочайшее соизволение на приведение в действие просьбы губернского собрания, и памятник в 1870 году был перенесен на новое место — театральную площадь, где находится и в настоящее время24.

Литература

1. Фойгт К.К. Речь при открытии в Казани памятника Г.Р. Державину, произнесенная проректором Императорского Казанского университета орд. профессором К. Фойгтом 23 авг. 1847 г. / К.К. Фойгт. — Казань, 1847.

2. Григорьева И.О. Фотофиксация процесса восстановления в Казани памятника Г.Р. Державину [Электронный ресурс] / И.О. Григорьева, Е.И. Григорьев // Г.Р. Державин в новом тысячелетии. URL: http://old.kpfu.ru/fi1/kn6/index.php?sod=32

3. Памятник Г.Р. Державину в Казани // Gokazan. Официальный гид г. Казани [Электронный ресурс]. URL: http://gokazan.ru/organization/331/

Примечания

1. Дульский П. Памятник Г.Р. Державину в Казани. Очерк к столетию со дня смерти поэта. 1816—1916 / П. Дульский. — Казань: Центр, тип., 1916. — 12 с. То же. [Электронный ресурс]. URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/1000_Kazan.htm; http://www.knigafund.ru/books/34267

2. Н. Загоскин. История Императ. Казанск. Универе. Том 2-й, ч. 2-я, стр. 274—275.

3. Архив Импер. Казанск. Универе. Дело от 20 ноябр. 1828 г. за № 369. О сооружении памятника Державину. Том. I.

4. Я. Грот. Жизнь Державина по его сочинениям, письмам и истории, документам. Издание Импер. Наук. 1880 г. стр. 1017. T. I.

5. Ученые записки, издаваемые Императ. Казанским университетом. 1847 года. Книга III. стр. 130.

6. Я. Грот. Жизнь Державина. Изд. Ими. Ак. Наук. 1880 г. Стр. 1018. T. I.

7. Московские ведомости. 1832 год, № 58, стр. 2591.

8. Там же.

9. Я. Грот. Жизнь Державина. 1880 г. Стр. 1018. Том I.

10. Я. Грот. Жизнь Державина. Изд. Ак. Наук. 1880 г. Том I, стр. 1018.

11. Московские Ведомости. 1832 год. № 58, стр. 2592.

12. Там же, стр. 133. [Суровцев. Отчет о сооружении памятника Державину. Ученые записки, издаваемые Импер. Каз. Универе. 1847 год, кн. III. — Примем, ред.]

13. Отчет Императ. Казанск. Университета за 17 лет. С 1827—1844 г. Стр. 437.

14. Архив Импер. Каз. Университета. Дело о сооружении памятника Державину. Том I, лист 1395.

15. Я. Грот. Жизнь Державина. Изд. Имп. Ак. Наук. T. I, стр. 1019.

16. Проток Булак, вытекающий из северной оконечности озера Кабан и впадающий у Кремля в р. Казанку.

17. Н.П. Загоскин. Спутник по Казани. Стр. 586.

18. Я. Посадский (Н.Я. Агафонов). Из записок Казанского сторожила. Литер, сборник «Голодным на хлеб». 1907 г. Стр. 210—212.

19. Архив Импер. Каз. Университета. Дело о сооружении памятника Державину, Том I, лист 1394.

20. Вторая часть торжества происходила в зале университета, где была произнесена речь профессором К.К. Фойгтом и прочитан отчет Г.С. Суровцевым о сооружении памятника. Вечером была утроена яркая иллюминация на университетском дворе у памятника.

21. Н. Загоскин. Спутник по Казани. 1895 г. Стр. 588.

22. Г.С. Суровцев. Отчет о сооружении памятника Державину. Ученые записки Изд. Ими. Каз. университ. 1847. Книга III, стр. 132. Журнал Минист. Нар. Просвещ. 1847 г. Часть LV. Отд. VII, стр. 33. М.Н. Пинегин: «Казань в ея прошлом и настоящем». 1890 г., стр. 391.

23. Я. Грот. Жизнь Державина. Изд. Импер. Акад. Наук. 1880. T. I, стр. 1021.

24. В 1930-х гг. памятник Г.Р. Державину был разрушен и отправлен на переплавку. В 2003 году, в связи с празднованием 260-летнего юбилея со дня рождения поэта, по проекту казанского скульптора М. Гасимова была создана точная копия монумента. Поставлен памятник Г.Р. Державину в Лядском саду г. Казани (пересечение улиц Горького, Гоголя, Щапова и Муштари), где и находится поныне. — Примеч. ред.

© «Г.Р. Державин — творчество поэта» 2004—2024
Публикация материалов со сноской на источник.
На главную | О проекте | Контакты