Гавриил Державин
 

А.П. Машкин. «Эстетическая теория Батте и лирика Державина»1

<...>

<... > С 1779 года поэзия Державина перерождается <... >

<...> Новое направление, «этот особый путь» лирики Державина идет под руководством эстетической теории Баттё, требовавшей <...> простоты и естественности, удовольствия и поучения. Баттё придал душу поэзии Державина и, отчасти, указал «правила», слишком отличные от тех, которые ранее поэт почерпал у Тредьяковского2 и Ломоносова. <...>

<...>

Державин с 1779 года останавливается на излюбленной литературной форме произведений — оде<... >

Державин <...> материал для своих од брал из области жизни-природы, из области воззрений своих собственных на общество, на вселенную, причем он имел в виду всегда русскую жизнь, русское общество, свои воззрения <...> Он, Державин, в своих одах, на фоне русской жизни, воспевал в живых образах русских царей, отечественных героев и великих деятелей на пользу родине в разных сферах общественно-политической жизни. Он, Державин, в ярких образах, воспевал добродетель, воспевал те святые истины, руководствоваться которыми должно было русское общество в своей жизни. Притом почти все его песни-оды отличаются художественным языком, музыкальностью; в них слышится та поэзия стиха, которую отмечали в них Жуковский и Карамзин, Пушкин и Гоголь.

<...> Баттё, действительно, повлиял на <...> поэта. Но нельзя, конечно, утверждать, ...что перерождение происходило только под влиянием новой эстетической теории французского профессора. Большую роль сыграли и советы его друзей и, прежде всего, врожденный дар поэта <...> Появилось музыкальное, художественное описание совершеннейших эпизодов из русской жизни, появились картиннейшие характеристики теперь уже исторических личностей, появились восторженные прославления «Бога» и благороднейшие излияния великого сердца Великого поэта. Наконец, появилась и цель поэзии — в живых образах ставить пред обществом идеалы добра и правды.

<...>

<...> Державин не только восхвалял «добродетель строгу» и прославлял лиц, отличающихся ею, но и требовал от людей выполнения определенных нравственных законов, особенно от тех, кому ходом исторических событий вручена была власть над государством и над отдельными сферами общественно-политической жизни. <...>

<...> Лира Державина не только наставляла и прославляла, а также и карала не выполнявших, с точки зрения поэта, <...> основных принципов этики государственного деятеля. Достаточно припомнить «Фелицу», «Вельможу», «Видение Мурзы» <...> Этическая точка зрения Державина <...> не требует от человека полного отречения от себя для других, не требует отречения от земных удовольствий и наслаждений. Она ставит лишь определенный предел им <...>

<...>

<...> Поучение является одним из существенных элементов поэзии Державина, которая <...> отображала торжество вечных законов правды над преходящими житейскими удовольствиями. Это торжество отливалось в конкретные формы, наполненные русской жизнью, русским духом; в них отливалась соответствующая эпоха нашей исторической жизни, с ее героями, с ее нравами, бытом, природой, и отливалась ярко и правдиво. <...>

<...>

<...> Его оды очень рельефно рисовали пред читателем прекраснейшие картины, <... > образы, <... > подражали природе.

Орудие подражания — стих и слова, тон и ритм делали эту натуру-жизнь духа и сердца изящной. Здесь творил Гений поэта, его вдохновение. <...>

<...> Процесс <...> творчества указывает, как много внимания уделял он [Державин] отделке своего стиха: он неоднократно перерабатывал уже созданное произведение, советовался со своими друзьями, лишь после тщательной отделки отдавал в печать. В результате та музыкальность «мерной речи», то подражание в языке изящной природе, которым лирика Державина особенно отличается от стихотворений его предшественников и современников. <...>

<...>

Примечания

1. Машкин А.П. Эстетическая теория Баттё и лирика Державина / А.П. Машкин // Вестник образования и воспитания. — 1916. — № 5/6. — С. 382—401.

2. Речь идет о поэте В.К. Тредиаковском.

Яндекс.Метрика © «Г.Р. Державин — творчество поэта» 2004—2017
Публикация материалов со сноской на источник.
На главную | О проекте | Контакты