Н.Н. Фирсов. «Г.Р. Державин как выразитель настроения российского дворянства в Екатерининскую эпоху»1
Гавриил Романович Державин — оригинальная и, сверх того, типическая фигура. <...> редко встречаются такие люди <...>, в которых логическое противоречие, заключающееся в указанных понятиях, осуществилось бы с такою необыкновенной резкостью.
<...>
<...> [Державин. — Ред.] большинству имевших с ним какое-либо дело не нравился ни вначале, ни потом <...>
<...> много нетерпеливости и угловатой резкости, переходившей иногда в прямую грубость <...>, веселость <...> сопровождалась желчной насмешливостью <...> [В судьбе писателя характерны] очень несчастливо сложившиеся условия первоначальной жизненной борьбы за карьеру и счастье.
<...>
Могучая воля, закаленная в трудностях первоначальной карьеры, была опорой Державину и в дальнейшем. <...> умное, не злое, но брезгливое и немного жесткое выражение его лица с резкими и не совсем правильными чертами, быстрые, решительные, но не отличавшиеся ни изяществом, ни пластичностью движения <...>.
<...>
<...> Екатерина II <...> как крупная умственная и волевая величина стоит во главе тогдашнего боевого фронта России <...>.
<... > [Ее эпоха] — едва ли не самая славолюбивая эпоха в русской истории. <...> [Парадокс времени был в том, что, хотя дворянство воодушевленно воспевало, сама] императрица <...> не могла любить дворянства, как сословие, в желаниях и стремлениях которого заключалась сдержка ее личным желаниям и стремлениям. [При этом, тем не менее,] <...> дворянские интересы в значительной мере были ее собственными интересами. <...> [Екатерина] — <...> личность, проявившая себя необыкновенно разносторонне, интересовавшаяся положительно всем, заботившаяся о всякой славе <...> — и о славе гуманной, любящей мысль и литературу, монархини <...> души были ободрены [и это лучше всего ощутили люди,] так или иначе прикосновенные к человеческому слову <...>
<...>
<...> [Державин] — второй после универсального Ломоносова крупный русский стихотворец XVIII столетия <...>
<...>
<...> искусная императрица соединяла, говоря словами <...> эпиграфа из Тацита, «вещи несовместимые» — «владычество и свободу» <...>
<...> «милостивая» манера правления <...> казалась единственным выходом из состояния привычного угнетения духа <...>
<...>
<...> безмерное тщеславие <...> было, несомненно, той внутренней, незаметной поверхностному взгляду пружиной, которая приводила в движение ее гибкую изворотливую мысль и направляла ее крепкую волю <...>
<...>
<...> Екатерина и Потемкин особенно тесно связаны друг с другом, как выдающиеся исторические личности, из коих одна поняла как стойкую душу другой, так и могучую психологию самого народа, — эти две опоры невероятно смелого замысла, неизбежно вызывающего грозный образ древнего Рима.
<...>
<...> [Потемкин как национальный идеал воплощал] ум, <...> загоравшийся в мечтах <...>
<...>
[Складывается типическая мораль:] <...> идущий против дворян, идет против Отечества <...>
<...>
<...> [Характерно для настроения дворянства того времени] праздничное чувство и ликование [от высшей степени социальной обеспеченности, дворянская жизнь текла] <...> широким и глубоким руслом, переполняясь и искрясь всеми радостями бытия <...>
<...> [Не случайно, важнейшее в лирике Державина — поклонение] <...> самому изящному и игривому, но и самому неотступно жестокому классическому богу — Эросу <...> [это — та] <...> пряная и нежная приправа, [без которой] героические впечатления эпохи тускнеют и кажутся варварскими <...>
<...>
<...> [В век Державина] <...> весьма ценили все, к чему обыкновенно стремится человек, что дает ему напряженную деятельность, — то есть славу и богатство. [Идеал при этом —] <...> здраво и покойно жить <...>
<...>
<...> [Однако все укрепляется в Державине понимание того, что] <...> одних побед мало для благоденствия и счастия России. [Потому и пишет он,] <...> с болью в сердце отмечая несовершенства и прямые изъяны внутренней жизни своего отечества <...> Стремление Державина к правде и в жизни, и в литературе всегда его отличало.
<...>
<...> [К правде поэт] <...> стремился неудержимо, иногда резко и назойливо для высших <...> [В итоге он вредил такой] <...> своеобычностью <...> карьере <...>
<...> [Проявляется державинский дар видеть двойственность жизни и в отношении к Екатерине. С одной стороны, — ] <...> отношение искреннее, шедшее из глубины благодарного сердца чрез возбужденную и окрыленную поэтическую фантазию на бумагу <...>
<...> [А с другой стороны — осознание того, что правительница] <...> мастерски играла свою роль и знала, как людям пыль в глаза пустить <...>
<...>
<...> [Для творчества Державина глубоко характерен высший гуманизм, как в его строках]:
Брось, мудрец, на гроб мой камень,
Если ты не человек... <...>
Литература
1. Пашкуров А.Н. Феномен «Державин — Россия» в интерпретации Н.Н. Фирсова (1864—1934) (К вопросу о методологии казанской академической историко-филологической школы) / А.Н. Пашкуров // Г.Р. Державин и диалектика культур: материалы Междунар. науч. конф. (Казань — Лаишево, 13—15 июля 2012 г.). — Казань, 2012. — С. 96—99.
2. [Материалы о Державине]: [Электронный ресурс]. URL: http://www.prlib.ru/historv/pages/item.aspx?itemid=890
Примечания
1. Фирсов Н.Н. Г.Р. Державин как выразитель настроения российского дворянства в Екатерининскую эпоху: Речь, составленная к столетнему юбилею Державина со дня его смерти и с сокращением произнесенная 19 февр. 1917 г. в Казанском университете при открытии архивной комиссии (1916) // Г.Р. Державин как выразитель настроения российского дворянства в Екатерининскую эпоху: Отд. оттиск из Известий Сев.-Вост. Археол. и Этногр. ин-та. — Казань, 1919. — С. 1 (106) — 27 (132).