Гавриил Державин
 






Психофизиология и красота

«Всему присуща своя красота, но не каждому она видна», — писал когда-то Конфуций. И вот наш читатель из Нижнего Новгорода В.И. Арабаджи попытался разобраться, в каких случаях красота нам видна, а в каких нет и с какими психофизиологическими особенностями человеческого организма это связано.

Широко известно утверждение, что красота скрыта в простоте. Простые понятия, предметы и явления воспринимаются человеком наиболее благоприятно, не требуют напряжения. Дискомфорт же и утомление нарушают согласованную работу органов чувств и мозга; уставшему, переутомленному человеку, как правило, не до эстетики.

Воспринимаемая человеческим организмом информация подвергается в мозгу усреднению по методу среднего геометрического. Этот метод позволяет уменьшить влияние искажений в принятых сведениях. Специалистам известен психофизиологический закон Вебера—Фехнера, устанавливающий логарифмическую зависимость между раздражением и ощущением. Неспециалисты же больше слышали о золотом сечении.

При восприятии такого сечения чувство гармонии, покоя и т. д. возникает, наверное, потому, что мозг автоматически рассчитывает: целое относится к большей части сечения примерно так же, как большая часть относится к меньшей. И это постоянство порождает в нас чувство завершенности структуры объекта, если мы, скажем, рассматриваем архитектурное строение. Или чувство гармонии, когда речь заходит, например, о музыкальном произведении.

На основании глубокого анализа взаимосвязей явлений в природе поэт и публицист А. Фет пришел к выводу, что «красота разлита по всему мирозданью». А это значит, что человеку свойственно искать (и находить) красоту во всем окружающем его мире. Более того, если воспринимаемые человеком зрительные образы не соответствуют его представлениям о красоте, он вносит в них, если может, соответствующие коррективы.

Вот вам хотя бы такой наглядный пример. Колонны зданий часто делают суживающимися кверху. Это не случайно. При рассмотрении колонн человек должен поднимать зрительные оси глаз кверху. При этом совершается дополнительная работа глазных мускулов. По величине такой работы мы обычно и оцениваем «на глаз» протяженность того или иного объекта. А чтобы избежать переоценки поперечных размеров колонн, их и делают сужающимися.

Способствует восприятию гармонии и симметрия объектов. В основе физиологического восприятия человеком симметрии лежит равенство работы глазных мускулов, ориентирующих зрительные оси на рассмотрение деталей структуры объектов, расположенных по обе стороны от оси симметрии.

Человек имеет два горизонтально расположенных глаза с органом детального видения в каждом из них — желтым пятном сетчатки. Понятно, это опять-таки имеет значительные размеры в горизонтальном направлении. Добавим к этому, что и небесный свод воспринимается человеком приплюснутым, то есть вытянутым в горизонтальном направлении. В общем получается, что люди привыкли без дополнительного напряжения рассматривать именно предметы и объекты, расположенные перед ними в горизонтальной плоскости, в наиболее типичных для его жизни условиях освещения и перспективы.

Именно в таких условиях и формируется у человека представление о красоте окружающего мира. Если же он ведет наблюдения в необычных условиях, — скажем, вися вниз головой, — то восприятие красоты, гармонии отойдет на второй план, поскольку на первом у него будут новые условия обитания, к которым необходимо в большей или меньшей степени привыкнуть.

Следует отметить, что восприятие красоты также связано с частотой воздействия на мозг человека движущихся зрительных образов. Решающее значение при этом имеют бета-ритмы мозга, характеризующие состояние повышенного напряжения. Они охватывают диапазон от 15 до 35 Гц. Середина этого диапазона (максимум на кривой зависимости бета-ритмов от частоты) соответствует принятому в кино и телевидении стандарту — количеству кадров, которое обеспечивает плавное, оптимальное, согласованное восприятие следующих друг за другом зрительных образов. Говоря иначе, именно при этой частоте мозг получает возможность складывать отдельные изображения воедино, синтезируя из неподвижных, следующих друг за другом картинок единое движущееся изображение.

Из-за этого, кстати, люди воспринимают движение струи воды из-под крана, поток водопада как нечто слитное. В то время, как на деле струя представляет собой последовательность отдельных капель.

Наверное, такое восприятие каким-то образом облегчает нашу с вами жизнь, на ранней стадии жизни человечества облегчало ему возможности добычи корма или защиты от агрессора. И в сущности этого явления, наверное, стоило бы разобраться.

© «Г.Р. Державин — творчество поэта» 2004—2024
Публикация материалов со сноской на источник.
На главную | О проекте | Контакты